Назад в будущее 2

Создание

Как это снято: «Назад в будущее 2» Создание

На момент создания первой части

«Назад в будущее»

 никто не предполагал, что у фильма будет продолжение. Концовка, в которой Док забирает Марти и его девушку в будущее, по словам сценариста Боба Гейла «была всего лишь шуткой — нам казалось логичным, что герои улетают в закат навстречу новым приключениям». Однако прокатный успех картины был столь велик (мировые сборы превзошли бюджет двадцать раз), что вопрос о сиквеле отпал сам собой. Уже в 1986 году копии фильма, выходившие на VHS, сопровождались финальным титром «To be continued…». Правда, съемки проекта пришлось отложить, поскольку

Роберт Земекис

 к тому моменту уже занимался фильмом «Кто подставил кролика Роджера». 

Как это снято: «Назад в будущее 2» Создание

По изначальному сценарию Бобу Гейла во втором фильме герои вновь отправлялись в прошлое, но уже в 1967-й год (там Марти вновь предстояло встретить своих родителей, бывших в тот момент хиппи). Земекис такую концепцию отклонил, поскольку она повторяла идею первого картины. Куда интересней, на его взгляд, было забросить героев в будущее вместо прошлого, создать альтернативную современность или обратиться к прошлому, но с эффектом дежа вю, то есть посмотреть на события первого фильма еще раз, только с иной перспективы. Земекис был не против отправиться со своими героями и в другой момент прошлого, но если и делать это, то куда-нибудь подальше, например, во времена покорения Дикого Запада. Такой ход был тем более привлекателен, что открывал возможность эксплуатации жанра вестерна. В итоге было решено сделать два сиквела: в одном в трех актах реализовать концепции путешествия в будущее, альтернативной современности и дежа вю, а во втором — путешествия в далекое прошлое.

Сложностей при разработке сценария добавили актеры. Хотя большая часть исполнителей согласились принять участие в сиквеле, Криспин Гловер, игравший отца Марти, и Клодия Уэллс, игравшая Дженнифер, девушку главного героя, отказались. Поэтому в сиквеле их роли были сведены к минимуму. Отца в эпизоде альтернативного 1985 года «убили». С Дженнифер дело обстояло сложнее — Земекис и Гейл неоднократно пожалели о том, что в конце первой части посадили её в машину времени вместе с Марти и Доком, поскольку это делало героиню необходимым участником продолжения. Чтобы зрителям было проще принять новую исполнительницу роли Элизабет Шу, с её участием покадрово пересняли концовку первого фильма, сделав сцену началом второго. Выше — ролик, сравнивающий соответствующие эпизоды из двух картин.

Как это снято: «Назад в будущее 2» / Создание

Поскольку было принято решение об одновременном производстве двух сиквелов — «Назад в будущее 2» и «Назад в будущее 3» — подготовка к съемкам, в том числе написание сценариев и возведение декораций, растянулась на два года. Съемки обеих частей проходили друг за другом и вместе заняли почти год, из которого на «Назад в будущее 2» (в момент работы проект назывался «Парадокс») ушло шесть месяцев с февраля по август 1989 года. Параллельно съемкам велась работа над визуальными эффектами и монтажом. Земекис на протяжении года был вынужден разрываться между площадкой и студией, где шел постпродакшн. На экраны фильм вышел в ноябре 1989 года, когда съемки третьей части ещё были в самом разгаре.   

Огромный телевизор

Продюсеры фильма мечтали, что спустя много лет в каждой семье посреди стены будет висеть огромный плазменный экран, который будет показывать шесть каналов одновременно. Их фантазии практически стали явью.

В настоящее время купить большой телевизор со Smart-функцией не проблема. При помощи различных интернет-программ можно просматривать сразу несколько фильмов. Но такой возможностью почти никто не пользуется из-за неудобства.

Создатели

Актёрский состав

Съёмочная группа

Кухонный гидратор

Один из самых полезных приборов будущего в фильме – это кухонный гидратор Black&Decker. С помощью нажатия пары кнопок он превращает маленький продуктовый кусочек размером с кольцо в огромную горячую пиццу.

Помимо этого, прибор может мгновенно размораживать, разогревать и увеличивать спрессованную еду. Конечно, эта выдумка так и осталось нереализованной.

Единственное, что может немного сравниться с подобной фантазией продюсеров – это современные холодильники, указывающие на просрочку продуктов и подсказывающие за счет встроенных видеокамер, что требуется купить.

Также стоит отметить робота-повара, который способен приготовить несколько блюд по запрограммированным рецептам.

Локации и декорации прошлого, настоящего, будущего

Как это снято: «Назад в будущее 2» / Локации и декорации прошлого, настоящего, будущего

Поскольку действие «Назад в будущее 2» разворачивается в трех различных временных периодах, для съемок понадобилось больше объектов, чем для первой картины. Начнем с Хилл-Вэлли 2015 года. Земекис хотел уйти от популярного в то время в кинематографе образа мрачного, беспросветного, «оруэлловского» будущего (вспомним «Бегущего по лезвию»,

«Терминатора»

 или «1984»), изобиловавшего хромированными поверхностями, дымом и следами упадка. Такой подход казался авторам избитым и «слишком простым». По этой причине режиссер не стал привлекать к работе прежнего художника-постановщика Лоуренса Полла, в фильмографии которого как раз значился «Бегущий по лезвию». Перед новым художником-постановщиком Риком Картером стояла задача показать будущее с оптимизмом, создать «Хилл-Вэлли, который изменился к лучшему». Авторы не стремились предугадать, как преобразится мир за четверть века, хотя и обращались к исследованиям футурологов. Как рассказывает Земекис: «Мы не хотели угадывать будущее, мы хотели повеселиться на съемках и заинтересовать зрителя». 

Важно было показать пространство будущего преображенным, но при этом узнаваемым. Для этого создатели следовали принципу «15:85», то есть основа или 85% объекта должна узнаваться зрителем, а 15% деталей должны быть новыми. «Будущее строится на прошлом — говорит Картер. — А в большинстве научно-фантастических фильмов пространство выглядит так, будто пришел дизайнер и создал всё с нуля. Но мир устроен не так». Следуя этой идее, авторы воссоздали площадь Хилл-Вэлли почти также, как и в первом фильме, но добавили более прогрессивные элементы дизайна. От популярных в научной фантастике полностью стеклянных или металлических зданий было решено отказаться. Более конкретный пример — почтовый ящик «Federal Express» был сделан похожим на обычный для современного зрителя почтовый ящик, но с добавлением цифрового интерфейса. Схожим образом создавались детали интерьеров и реквизит, например телескопическая бейсбольная бита, ховерборды, то есть летающие скейтборды, плоские телевизоры. Парк с прудом на площади были сделаны не только потому, что этого требовал сюжет, но и потому, что по мысли Картера, люди будущего «осознают свою ответственность за окружающую среду и экологию». Кстати, искусственный пруд площадью 20 на 25 метров стал одним из самых сложных элементов декорации. Создан он был всего за пару недель сразу после съемок сцен альтернативного 1985 года.

С третьим актом фильма, где Марти и Док снова попадают в 1955 годы, сложность состояла в том, чтобы в точности воссоздать тот мир, который был сделан авторами в первой части. По словам оператора Дина Канди: «Если в большинстве случаев ты возвращаешься к прежней работе, чтобы её переделать, тут мы возвращались потому, что в первый раз всё сделали именно так, как было нужно». Возвращаться приходилось в буквальном смысле. Например, сцены школьных танцев снимались в зданиях Уиттиера, там же, где и пять лет назад.

Домашняя грядка

В одной из сцен дети Марти с легкостью берут свежие фрукты и ягоды, растущие прямо в свисающих с потолка кашпо. Представить подобную затею в наше время проблематично.

Для этого нужно обеспечить растениям необходимый уход: освещение, подкормку, температурный режим и полив. Сделать в это в современной квартире нереально, но можно посадить зелень, лимон и другие подходящие для домашних условий растения в небольшом количестве.

Удалённые сцены

  • Терри рассказывает Марти, что он прекрасно помнит день, когда в часы ударила молния, потому что тогда Бифф мало заплатил ему за чистку машины от навоза.
  • Расширенная версия сцены в доме МакФлаев: юная Дженнифер наблюдает, как её будущая семья готовится к ужину. Марлин огрызается, когда Марти просит дочь передать ему чай. Марти старший говорит: «Я всё пропустил», — он комментирует вырезанную сцену, где Лоррейн упоминает о дяде Джо, снова попавшем в тюрьму.
  • МакФлаи находят Дженнифер 2015 года без сознания.
  • Бифф исчезает, вернувшись в 2015 год.
  • Марти видит разрушенную школу Хилл-Вэлли в альтернативном 1985 году.
  • Марти встречает своего брата Дэйва в альтернативном 1985 году.

Все эти сцены присутствовали в американской теле-версии фильма, показанной в 1990 году.

Костюмы, грим и летающий DeLorean

Как это снято: «Назад в будущее 2» / Костюмы, грим и летающий DeLorean

Сложность создания костюмов для футуристической части фильма заключалась в том, что Земекис принципиально отказался от каких-либо референсов. Как рассказывает художник Джоанна Джонстон: «Концепция Боба ни на чем не основывалась, нам нужно было создавать всё с нуля». Едва ли не единственная установка состояла в том, что костюмы должны были быть безразмерными — простое нажатие кнопки подгоняет куртку ботинки и всё остальное под того, на кого они надеты. Создавался такой эффект с помощью десятков прозрачных лесок, которые за кадром дергали ассистенты. Отходя от традиционного в научной фантастике стиля металлик, Джонстон делала костюмы ярких (но не кислотных) расцветок, экспериментируя с разными видами тканей и материалов. Особенно примечателен придуманный ею прозрачный пластиковый галстук Дока (интересно, что пару лет назад такие действительно стали популярны). Что касается выбора цветов главных героев костюмов, то Джонстон зачастую обыгрывала сочетания, найденные в первом фильме. Например, футуристический костюм Марти по цветам близок к тому, что мы видели ранее — синие джинсы (только теперь с вывернутыми карманами), красно-черная куртка (вместо красного жилета), белые кроссовки (вновь Nike). Помимо костюмов для основных героев было создано больше 150 костюмов для актеров массовки. 

Как это снято: «Назад в будущее 2» / Костюмы, грим и летающий DeLorean

Загвоздка в создании костюмов для третьего акта была обратной — не в необходимости создать что-то новое, а в точной реконструкции того, что уже было, то есть костюмов из первой части. Причем лишь костюм Лии Томпсон был тем же самым. Все остальные не сохранились или не были найдены, их пришлось шить заново. Любопытно также, что воссоздавались не только костюмы и интерьеры, но для сцены танцев даже были приглашены прежние актеры массовки. 

Как это снято: «Назад в будущее 2» /Костюмы, грим и летающий DeLorean

Как и в первом «Назад в будущее», в продолжении огромное значение сыграл пластический

грим

. Если раньше героев Лии Томпсон, Криспина Гловера и Томаса Уилсона нужно было состарить на тридцать лет, то теперь — на шестьдесят. Майкл Дж. Фокс примерял пластический грим впервые, зато сразу для двух персонажей: постаревшего Марти МакФлая и его дочери Марлен МакФлай. На нанесение каждого варианта грима уходило по четыре часа, что Фокс называет «не самым приятным опытом в жизни». Бесспорным плюсом, однако, актер считает открываемую благодаря гриму «свободу эксперимента, возможность изменить мимику или сделать голос таким, какой звучал бы нелепо у молодого Марти». Сложнее же всего в плане грима приходилось Томасу Уилсону, поскольку сцены с пожилым Биффом и молодым или с пожилым Биффом и его внуком Гриффом всегда снимались в один день. Актер гримировался рано с утра перед съемками, представал в образе старика, потому уходило по полтора часа на снятие грима, и Уилсон отыгрывал молодых персонажей. Пластический грим также помог сделать Джеффри Вайсмана неотличимым от выбывшего Криспина Гловера.

Как это снято: «Назад в будущее 2» / Костюмы, грим и летающий DeLorean

Отдельная тема — автомобили в фильме. Хотя Земекис и полемизировал с «Бегущим по лезвию», это не помешало ему позаимствовать с его съемочной площадки машину Spinner, а также Star Car из «Последнего звездного бойца». Большинство остальных автомобилей — это футуризированные модели Ford, BMW, Jeep и Citroën. Некоторые машины были довольно сильно изменены, например Citroën DS, переделанный в такси будущего, на котором пожилой Бифф выслеживает главных героев. Другие были лишь слегка подправлены. Скажем, у Volkswagen «Жук» поменяли только диски. Какие-то автомобили и вовсе не тронули — Pontiac Fiero показался авторам и так достаточно футуристичным. Но что-то наоборот создали с нуля, например, машину полицейских. Главный герой трилогии, DeLorean, во второй части также претерпел небольшие изменения — у него поменялся реактор (появился так называемый Mr. Fusion, сделанный из кофемолки), а колеса стали выворачиваться в горизонтальное положение при полете. О том, как DeLorean подняли в воздух — ниже.

Дроны в домашнем хозяйстве

Во время нахождения в будущем, главного героя потрясли летающие дроны, которые спокойно выгуливают собак, держа их за поводок.

В настоящий момент дроны чаще всего используют для видеосъемки или в качестве развлечения. Но уже стали появляться ролики, на которых домашних животных выгуливают такие летающие устройства.

Стоит отметить, что прибором все же управляет человек, а не компьютер. Ведь в этом случае следует учитывать желания питомца и его поведение. Будет ли эта идея совершенствоваться в дальнейшем, покажет время.

Кассовые сборы

Премьера фильма состоялась в кинотеатрах Америки 22 ноября 1989 года, за день до праздника Дня благодарения. В ночь с пятницы на субботы фильм собрал 27,8 млн долларов и добрался до отметки в 43 млн долларов уже за первые пять праздничных дней проката. К следующим выходным сборы снизились на 56 %, составив 12,1 млн долларов, но фильм всё ещё оставался лидером проката[18]. Общие сборы фильма составили 118,5 млн долларов в США и 213 миллионов в мировом прокате. По итогам 1989 года «Назад в будущее 2» стал шестым в списке самых успешных фильмов года в домашнем прокате и третьим в мировом прокате — фильм опередили «Индиана Джонс и последний крестовый поход» и «Бэтмен»[1]. Сборы сиквела и третьей части, выпущенной в прокат через полгода, были значительно меньше, чем у первой картины.

Критика

В основном, картина получила благоприятные отзывы критиков. К марту 2012 года, фильм набрал 64 % на портале «Rotten Tomatoes», основываясь на 42 обзорах с рейтингом 6,1 из 10[19].

Роджер Эберт из «The Chicago Sun-Times» присвоил фильму 3 звезды из 4. Эберт отметил «отсутствие энергетики оригинальной картины в целом», но высказал восторг «фарсовым юмором» и исполнением сцены с погоней на ховербордах[20].

Умная одежда

Возможность автоматически просушивать одежду за несколько секунд так и не превратилась в реальность. Но современные дизайнеры и инженеры пытаются сделать вещи более технологичными. В дальнейшем рассматриваются идеи по созданию одежды с возможностью подключаться к WI-FI, оплачивать покупки и менять цвет.

Самозастегивающиеся кроссовки, которые особенно понравились главному герою, в 2011 году выпустил Nike. Бренд создал аналогичную модель, в которой встроен автоматический механизм, затягивающий шнурки, как только вы вставляете внутрь ногу. Устройство работает на батарейках. Сама обувь снабжена различными датчиками, учитывающими давление на стопу.

Награды

Фильм выиграл премию «Сатурн» в номинации «Лучшие спецэффекты», а также был номинирован в категориях «Лучший научно-фантастический фильм», «Лучшие костюмы» и «Лучший грим»; получил премию «BAFTA» за визуальный эффекты команды под руководством Кена Ральстона. В 2003 году фильм получил премию «AOL Movies DVD» за лучшее специально издание года по результатам онлайн-голосования[21].Кроме того, фильм стал лауреатом премий: «Golden Screen Award», «Young Artist Award» и «The Blimp Awards» за исполнение главной роли Майклом Джей Фоксом, а также получил премию «Kids’ Choice Awards» за исполнение роли Лиа Томпсон. Наконец Джон Белл, Стив Гоули, Майкл Лантиери и Кен Рольстон были номинированы на премию «Оскар» за работу над визуальными эффектами[22].Журнал «Empire» поместил фильм на 498-е место в своём списке «500 величайших кинокартин всех времён» (2008)[23].

Виртуальные окна

Престарелая мама главного героя ругалась на то, что сын не может вызвать ремонтника для виртуального окна. Оно заменяло привычное стекло и позволяло выбирать любой фон для общего вида.

Это устройство скорее напоминает полотно для проектора, с помощью которого некоторые люди любят смотреть дома кино на большом экране. Также подобные приборы используют в аудиториях и классах во время учебы. Виртуальное окно не интересно в современном мире и не рассматривается в качестве оригинальной идеи.

Продукция

Новелизация

1 ноября 1989 года издательство «Berkley Books» выпустило роман-новеллизацию сценария фильма, написанный Крэйгом Шоу Гарднером[26]. В книге 251 страница. Роман содержит сцены, не вошедшие в финальную версию фильма, а ругательства были замены на менее грубые слова, так как книги, в основном, были ориентированы на старших школьников.

Компьютерные игры

Компания «LJN» выпустила игру «Back to the Future II & III» для платформы Nintendo Entertainment System как продолжение игры по мотивам первого фильма. Разработчик — «Beam Software Pty, Ltd»[27].

Также компании «Image Works» и «Arena Entertainment» выпустила игру «Back to the Future II» на игровых приставках Sega Genesis и Sega Master System, а также на платформах Amiga, Amstrad CPC, Atari ST, Commodore 64, DOS и ZX Spectrum. Разработкой игры занималась студия «Probe Software».

Кроме того, 13 июля 1993 года в Японии была издана игра «Super Back to the Future II», разработанная компанией «Daft» по заказу «Toshiba EMI». Игра предназначена для игровой платформы «Super Nintendo Entertainment System».

Ховерборд

Любителям скейтбордов особенно понравилось выдуманное продюсерами средство передвижения – ховерборд. Он без колес перемещался, паря над дорогой. Такое устройство было изобретено к очередному юбилею трилогии, но в только в качестве развлекательного шоу.

Для общего и доступного пользования любого человека были придуманы гироскутеры и сигвеи, немного напоминающие фантазию продюсеров фильма.

Ссылки

  • «Назад в будущее 2» (англ.) на сайте Internet Movie Database 7,6 из 10 звёзд
  • «Назад в будущее 2» (англ.) на сайте allmovie
  • «Назад в будущее 2» (англ.) на сайте Rotten Tomatoes
  • Спецэффекты в сцене ужина МакФлаев.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...